Об ассоциации Новости Объявления База данных предприятий Контакты Торговая площадка Написать нам
«Промасс» - Ассоциация промышленных предприятий и банков Челябинской области



Поздравления
19 июня
Юбилей ФГУП ПО «Маяк».

55 лет назад на химкомбинате Маяк был пущен первый в Евразии промышленный атомный реактор.

Об ассоциации

Доклад Внешнего управляющего — генерального директора ОАО «УралАЗ» Панова В. В. на заседании ассоциации «ПромАсс»
15.03.2013 г. в г. Магнитогорске


Уважаемый Петр Иванович!

Уважаемые коллеги и единомышленники!

На сегодняшнем заседании хотелось бы поделиться отдельными соображениями и идеями о проблемах и перспективах развития промышленности Челябинской области.

Ни для кого из здесь присутствующих не является секретом, что в настоящий момент промышленный комплекс области испытывает значительные трудности в своем развитии. Макроэкономические причины известны, нет смысла их еще раз повторять.

Могу лишь добавить, что сокращение потребностей и емкости внутрироссийского рынка в продукции автомобилестроения, а конкретно на рынках сбыта большегрузной и полноприводной техники, производимой Уральским автомобильным заводом, уже привело к сокращению объемов производства практически на четверть, со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями для предприятия и города Миасса в 1 квартале 2013 года.

Уповать только на экспортную составляющую и азиатский рынок на фоне последних демаршей со стороны США в отношении отечественной металлургии и общей политической ситуации в азиатском регионе — а именно этот регион является традиционным экспортером для нашего предприятия — значит противоречить здравому смыслу.

Следует особо отметить, что за время устойчивого экономического роста на предприятии за прошедшие три года потребность предприятия, обремененного долгами перед кредиторами, в масштабных инвестициях на техперевооружение и модернизацию основных фондов только усилилась.

Убежден, что подобная ситуация существует сегодня практически на всех предприятиях машиностроительной отрасли Челябинской области. Невозможно в сжатые сроки на существующих изношенных производственных мощностях одновременно нарастить выпуск продукции и одновременно без реальных инвестиций в основной капитал произвести качественное обновление основных.

Надеюсь, что в рамках реализации соглашения между Губернатором области и группой «Сибирский алюминий» такие источники будут найдены, и вновь созданное дочернее предриятие — «Автомобильный завод «Урал» сможет вплотную приступить к структурной перестройке производственных мощностей.

В тоже время не стоить питать иллюзии на приток инвестиций со стороны крупного российского корпоративного капитала — там достаточно своих внутренних проблем.

Поэтому состояние равновесия в промышленном комплексе региона и сохранение и закрепление имеющихся перспективных тенденций в экономике региона в целом, и машиностроительной отрасли в частности, нуждается сегодня в дополнительном импульсе через создание новых эффективных инструментов и механизмов в развитии системы внутриобластной и межрегиональной кооперации.

Такими инструментами и механизмами могут стать:

Во-первых: реальная работа в течение последних двух лет по внедрению интегрированной системы управления БААН-4 на ОАО «УралАЗ» и системы «Фигаро» на ОАО «Завод Строммашина» позволила детально проанализировать ряд проблемных направлений в управлении предприятием и определить точки роста.

Эта работа объективно необходима не только на металлургических предприятиях, где эта работа уже успешно проведена, а в первую очередь на предприятиях машиностроительной отрасли имеющих несколько технологических переделов, обширный перечень комплектующих.

Аксиомой сегодня является утверждение, что суммы потерь от неэффективных способов управления предприятием значительно превышают суммы необходимых вложений в постановку нормального управленческого учета.

Во-вторых: вымывание и старение интеллектуального потенциала области, и в первую очередь инженерных кадров привело к тому, что предприятия вплотную уже столкнулись с проблемой обновления и ротации кадров. Сегодня только за счет бюджетных средств и реализации региональных программ эту проблему не решить. Следовательно, в коренном пересмотре нуждаются подходы к оплате труда молодых специалистов и их социальным проблемам на промышленных предприятиях. Такие решения, наверное, можно и нужно принимать в рамках действующей областной трехсторонней комиссии с участием представителей вузов.

В-третьих: создание единых технологических и сбытовых связей между металлургическим и машиностроительным комплексом, в том числе в рамках единых вертикально-интегрированных и горизонтально-интегрированных корпоративных структур. Считаю, что есть все основания утверждать, что мощный потенциал металлургической отрасли региона вполне может быть задействован для расширения сбыта, размещения заказов на наших машиностроительных предприятиях.

Во-четвертых: направление имеющихся в области инвестиционных ресурсов на развитие, диверсификацию, а там, где это необходимо и на восстановление промышленного потенциала предприятий области, в том числе и проблемных. Уверен, что эти ресурсы есть, в том числе и в региональной банковской системе.

Считаю необходимым отметить, что штат антикризисных управляющих, за редким исключением, в силу законодательной специфики своей деятельности, не заинтересован в развитии производственной деятельности предприятия. Поэтому я убежден, что без эффективных собственников на предприятиях никогда не достичь желаемого результата. Реальную работу в этом направлении может эффективно вести лишь имеющий огромный опыт работы в промышленности тот самый «директорский корпус» предприятий области. Другими словами говоря: мы с Вами.

В-пятых: на личном опыте пришлось убедиться в рамках реструктуризации и создания отдельных бизнесов на базе ОАО «УралАЗ» — на сегодняшний день за счет пробелов в действующем законодательстве не существует эффективного механизма передачи активов крупных предприятий в рамках расчетов с бюджетной системой в собственность государства, и через государство, соответственно, новым собственникам. Правительство в настоящий момент не заинтересовано в таких вложениях и в реальном доступе в управлению предприятиями. Это управление может осуществлять и через региональные властные структуры и через механизмы доверительного управления. В результате такие активы вполне могут быть проданы за бесценок и с молотка, безусловно интересы бюджета от этого только пострадают.

Считаю, что создание законодательной базы для урегулирования таких вопросов совершенно необходимо.

Завершая свое выступление, считаю необходимым отметить, что только за счет консолидации усилий всех — Правительства области, руководителей передовых предприятий отраслей экономики области можно добиться реального результата для избежания потенциальных кризисных и опасных моментов в развитии промышленности области и создать устойчивую и сбалансированную модель взаимодействия на основе взаимовыгодных корпоративных отношений.

Спасибо за внимание!