Об ассоциации Новости Объявления База данных предприятий Контакты Торговая площадка Написать нам
«Промасс» - Ассоциация промышленных предприятий и банков Челябинской области



Поздравления
4 октября 2012 г.
Юбилей ОАО «Челябвтормет»

Ассоциация ПромАсс поздравляет коллектив Челябвтормета с 60-летием.

Об ассоциации

Доклад вице-губернатора В. Н. Дятлова «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2001 году, задачах на 2013 год и принципах взаимодействия Правительств области, «ПромАсс», предприятий и банков области»

Уважаемые коллеги!

В начале выступления Я хотел бы кратко остановиться на основных факторах, повлиявших на функционирование экономики области в 2001 году:

во-первых, исчерпание позитивных последствий девальвации рубля, что привело к замедлению темпов роста объемов промышленного производства по сравнению с благоприятным 2000 годом;

во-вторых, опережающий рост цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, который отрицательно сказывается на конкурентоспособности промышленных товаров. Тарифная политика естественных монополий в 2001 году привела к увеличению тарифного давления на предприятия области на 9 млрд. рублей, росту себестоимости продукции, снижению прибыли и, как следствие, сокращению поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет области;

в-третьих, снижение мировых цен на продукцию экспортно-ориентированных отраслей экономики области (в первую очередь, черная и цветная металлургия, составляющие в объеме производства области более 60%) на 5-20% по сравнению с 2000 годом и антидемпинговые меры иностранных государств против российских металлургических компаний;

в-четвертых, политика Центробанка РФ, направленная на укрепление рубля, искусственное сдерживание реальной стоимости доллара существенно влияет на снижение доходности экспортных операций;

в-пятых, изменения в налоговом законодательстве, обусловившие существенный отток налоговых поступлений от субъектов Российской Федерации в федеральный центр, что в свою очередь затрудняет формирование доходной части бюджета области.

С учетом этих факторов Губернатор Челябинской области П. И. Сумин в докладе от 26 апреля 2001 года в Законодательном собрании определил задачи развития Челябинской области на 2001 год. Правительством области был принят План первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области, который был выполнен на 93%.

В частности, для нейтрализации неблагоприятных условий и сохранения экономического роста Правительством Челябинской области в 2001 году предпринимались следующие меры:
  1. Работа с предприятиями:
    1. Решая задачи социально-экономического развития Правительство области в своей практической работе руководствовалось положениями Закона «О промышленной политике» Челябинской области. Разработанные в начале 2001 года совместно с органами местного самоуправления и руководством проблемных предприятий области конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности, выводу из кризиса и финансовому оздоровлению убыточных предприятий области дали определенные положительные результаты. Снизилось количество убыточных предприятий. Доля убыточных предприятий области составляет сейчас около 38%, но следует учесть, что объем производства на данных предприятиях составляет незначительную часть от общего объема производства предприятий области. В частности выход на безубыточную работу ГП «Сигнал», судьба которого находилась в зоне постоянного внимания Губернатора области Сумина П.И., это редкий случай вывода из кризиса оборонного предприятия в отведенные законодательством сроки.
    2. С участием органов исполнительной власти области были проведены мероприятия по выводу из процедуры банкротства одного из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Челябинской области: ОАО «Уральский автомобильный завод» На основе эффективного бизнеса указанного предприятия создана новая компания ОАО «Автомобильный завод «Урал», одним из учредителей которого является Правительство Челябинской области. Вновь созданное предприятие успешно развивается, наращивает объемы производства. В настоящее время проводится аналогичная работа по выводу из процедуры банкротства ОАО «Челябинский тракторный завод». Здесь главное -действовать в рамках законодательства, не допуская отклонения от закона.
    3. Благодаря работе Правительства области удалось погасить задолженность федерального центра многим предприятиям оборонно-промышленного комплекса по оборонному заказу. Например, только Златоустовскому машзаводу была погашена задолженность в размере почти 600 млн. рублей. Это позволило значительно расчистить балансы предприятий ОПК.
    4. Во многом благодаря проводимой политике господдержки, оказываемой Правительством области предприятиям, инвестирующим собственные средства в развитие производства, инвестиции в основной капитал достигли в 2001 году 29,6 млрд.руб. или 1 млрд. долларов, что превышает уровень 2000 года на 4,6%. Главным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий, причем их доля в объеме инвестиций выросла с 58,5% в 1996 году до 63% в 2001 году в связи с ростом объемов производства. Иностранные инвестиции выросли с 9 млн.долл. в 1996 году до 795 млн.долл. в 2001 году. Однако собственные средства предприятий должны оставаться основным источником инвестиций. Нам не следует рассчитывать только на иностранные инвестиции, т.к. их доля в объеме инвестиций по РФ составляет всего 4%. Необходимо искать новые пути для расширения инвестиций, в том числе за счет дополнительной эмиссии и размещения облигаций, как это делает в настоящее время ОАО «ММК» на европейских финансовых рынках. Но значительные объемы средств на таких условиях можно найти и на российских финансовых рынках.
    5. Кроме того, Правительство Челябинской области оказало государственную поддержку 10 промышленным предприятиям в форме предоставления компенсации части процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков, полученными ими на финансирование инвестиционных проектов. Реализация этих проектов позволила создать около 400 новых рабочих мест и привлечь дополнительные банковские финансовые ресурсы в объеме свыше 300 млн. рублей.
    6. Реализация территориального заказа в 2001 году позволила региональным производителям обеспечить внутриобластные поставки металлопродукции в объеме 1,3 млн. тонн, цемента — 599 тыс. тонн, графита — 1,5 тыс. тонн.

    Немаловажную роль в налаживании внутриобластной кооперации продолжают играть закупки для нужд области и прежде всего бюджетных организаций. Эта работа помимо прямого эффекта позволяет существенно поддержать местных товаропроизводителей.
  2. Работа с территориями:

    При методической помощи Правительства области с целью увеличения собственной доходной базы 37 муниципальными образованиями области были разработаны программы социально-экономического развития на период до 2005 года. Хочу отметить, что эффективная реализация данных программ зависит от четкого взаимодействия государственной власти, органов местного самоуправления и руководителей предприятий.
  3. Развитие межрегионального сотрудничества
    1. В прошедшем году Правительством Челябинской области заключены и пролонгированы Соглашения о сотрудничестве с 38 субъектами Российской Федерации, еще восемь Соглашений находятся в стадии подписания. В результате в рамках межрегиональной кооперации увеличение поставок только металлопроката составило 30%.
    2. В прошлом году Правительством области совместно с Южно-Уральской торгово-промышленной палатой была организована торгово-экономическая миссия Челябинской области в Швейцарию и г. Москву, проведены выставка-презентация Челябинской области в г. Астане Республики Казахстан, «Дни Челябинской области в г. Санкт-Петербурге», «Неделя Финно-угорских народов» и др. Уверен, что плодотворное сотрудничество Правительства области и Южно-Уральской торгово-промышленной палаты будет продолжено и в текущем году.
    3. Вопреки утверждениям некоторых СМИ о «закрытости Челябинской области», Правительство области, поддерживая развитие внутриобластной кооперации, проводило открытую политику, которая способствовала установлению более тесной интеграции предприятий области с предприятиями других регионов. Например:
      • ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» приобрело в собственность совместно с «Северсталью» 52% акций «Кузбассугля» для решения своих сырьевых проблем, а сейчас реализует проект более тесной интеграции ММК и МКЗ;
      • Инвестором ОАО «Мечел» стала сибирская компания «Южный Кузбасс». В свою очередь ОАО «Мечел» совместно с «Южным Кузбассом» стал инвестором Белорецкого меткомбината в Башкортостане и «Южуралникеля» в Оренбургской области, образовав новый металлургический холдинг;
      • ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» наряду с Выксунским, Чусовским и Щелковским металлургическими заводами вошло в состав Объединенной металлургической компании;
      • Инвестиционно-промышленная группа «Сибал», придя в ОАО «УралАЗ» и ЗАО «Челябинский завод дорожно-строительных машин им.Колющенко», вложила значительные средства в развитие производства этих предприятий и социальной сферы г. Миасса;
      • ОАО «Челябинсксвязьинформ» в рамках объединения операторов связи Уральского региона вошло в состав ОАО «Уралсвязьинформ»;
      • ЦПИ «Ариант» в целях создания пищевого холдинга, приобрел в собственность несколько совхозов, возделывающих виноградники в Краснодарском крае и целый ряд сельхозпредприятий в Челябинской области.

    И эти примеры тесной интеграции челябинских предприятий в Российскую экономику можно продолжать.
  4. Правительство области, разрабатывая и реализуя «Программу государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2001-2013 годы» опередило эти процессы по стране. В результате Челябинская область является единственным регионом в Уральском федеральном округе, в котором наблюдается рост количества малых предприятий (107%), в то время как по России в целом наблюдается снижение данного показателя. По количеству малых предприятий и средней численности работающих на них Челябинская область занимает в Российской Федерации 10 и 8 место соответственно, в Уральском федеральном округе — 2 место.

    В результате реализации мероприятий Программы в 2001 году были достигнуты следующие показатели:

    • создано более 17 тысяч новых рабочих мест, 20% от общей численности работающих в экономике области заняты в малом бизнесе,
    • выпуск товаров и услуг по оценке составил 19 млрд.рублей, что на 27% выше, чем в 2000 году.

    Между тем, хотелось бы отметить, что до сих пор не получило должного распространения как в целом по России, так и на территории Челябинской области такое явление как взаимодействие крупного и малого бизнеса. В настоящее время взаимодействие крупного промышленного предприятия с малым бизнесом в подавляющем числе случаев сводится лишь к двум вариантам: учреждение дочернего малого предприятия или инкорпорации малых предприятий в свои структуры. В связи с этим хотел бы обратить внимание руководителей предприятий на возможность более глубокой интеграции крупного и малого бизнеса. Малый бизнес, несмотря на свое название, может решить многие проблемы крупных предприятий с обоюдной пользой, и такие примеры в области мы имеем, например на ЧТЗ.
  5. Финансово-бюджетная политика
    1. В 2001 году проведена реструктуризация просроченной задолженности предприятий по налогам и сборам перед бюджетной системой. Право на постепенное погашение своих долгов по схемам, предложенным Правительством РФ, получили у налоговых органов области 1824 предприятия Южного Урала. Сумма реструктурированной задолженности юридических лиц в бюджет предварительно составляет 11,6 млрд.руб. Это составляет около 97% от потенциально возможной суммы, подлежащей реструктуризации. Достигнутые показатели выдвигают Челябинскую область в число лидеров среди 89 субъектов федерации. Правительство России предоставило дополнительный шанс для предприятий сельского хозяйства и оборонного комплекса: заявления у них принимаются до 1 апреля текущего года. До этой же даты имеют право реструктурировать свои долги все предприятия, но только в государственные внебюджетные социальные фонды. Надо сказать, что организованно вошли в процедуру реструктуризации задолженности предприятия оборонного комплекса области, в чем немалая заслуга Ассоциации оборонных предприятий.

      В число предприятий области, которые не получили право на реструктуризацию задолженности входят: ОАО «Челябинскуголь», ОАО «Троицкий дизельный завод», ОАО «Челябинскживмаш», ООО «Чебаркульская мебельная фабрика», ОАО «Южноуральский ремонтно-механический завод», ОАО «Еманжелинская швейная фабрика» и т.д. К этим предприятиям, а также к другим предприятиям, не подавшим до 1 января 2013 года заявления о реструктуризации задолженности, в соответствии с законодательством будут применены меры по принудительному взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Но все эти действия будут проходить под контролем Губернатора и Правительства Челябинской области.

    2. Развитие новых технологий в финансово-экономической сфере является достаточно перспективным направлением. Большую роль в этом сыграет использование различных платежных систем при реализации зарплатных проектов и корпоративных карт. Исходя из банковской практики, порядка 96% эмитированных карт российского происхождения приходится на зарплатные проекты, которые являются одним из способов перехода к цивилизованным формам расчетов. По данным главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области в настоящее время на территории области с пластиковыми картами различных платежных систем работают 17 коммерческих банков.

    Работники порядка 670 предприятий и организаций области уже получают зарплату «по пластиковым карточкам». Например, это ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «УралАЗ», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Челябинскпиво».

    Это позволяет экономить средства предприятий, повышает безопасность транспортировки наличных средств, решает проблемы накопления инвестиционных ресурсов путем увеличения остатков средств на счетах физических лиц.

    Для снижения «теневого» оборота наличных денег, усиления контроля за финансовыми потоками и увеличение регионального инвестиционного потенциала Правительством области разработана и реализуется «Программа развития безналичных расчетов Челябинской области с использованием пластиковых карт на 2013-2005 годы». В настоящий момент решается вопрос о переводе на оплату груда работников исполнительных и законодательных органов власти области и органов власти муниципальных образований по пластиковым картам.
  6. Правительство области активно работало в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В декабре прошлого году было заключено новое трехстороннее Соглашение между Федерацией профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и банков и Правительством Челябинской области на 2013-2004 годы, в соответствии с которым рекомендовано сократить разрыв между ставкой первого разряда рабочего основной профессии и величиной прожиточного минимума. Правительство области поддерживает позицию профсоюзов по повышению доли заработной платы в структуре себестоимости продукции предприятий области, т.к. без роста денежных доходов населения невозможно улучшить социальное положение жителей области, а также в полной мере провести жилищно-коммунальную реформу.

Предпринимались и другие меры стабилизирующего воздействия на экономику области.

Подводя итоги прошедшего года, можно констатировать, что, несмотря на сложные макроэкономические условия, в результате проводимой Правительством области активной экономической и промышленной политики в 2001 году отмечен экономический рост.

Валовой региональный продукт составил 171,5 млрд. руб. и вырос на 6,7% к уровню 2000 года в сопоставимых ценах. Объем ВРП превысил его значение, зафиксированное в относительно стабильном 1997 году. Более 45% ВРП произведено в промышленности, причем доля отрасли в ВРП выросла по сравнению с 1997 годом на 6 процентных пунктов.

Объем промышленного производства составил 104% к уровню 2000 года. Объем промышленного производства превысил уровень докризисного 1997 года на 19%. Наиболее динамично в 2001 году развивались такие значимые для экономики области отрасли, как машиностроение и металлообработка (116,6%) и цветная металлургия (107,6%), их доля в структуре промышленного производства составляет 18 и 7% соответственно. Наибольшую долю в объеме промышленного производства области занимает черная металлургия — 52%, рост по отрасли в 2001 году составил 101%.

Устойчивый рост отмечен в промышленности строительных материалов рост — 102,8%, в пищевой промышленности — 102,3%. На уровне прошлого года работали предприятия лёгкой промышленности (100,4%) и электроэнергетики (100,3%).

Снижение объемов производства зафиксировано в топливной промышленности (77%), химической (97%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (95%), а также мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (96%).

Среди промышленных предприятий Челябинской области следует отметить уверенную работу Магнитогорского металлургического комбината, ОАО «Мечел», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод», ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», ОАО «Уральская кузница», ОАО «Южно-Уральский арматурно-изоляторный завод», ОАО «МАКФА» и многих других.

Крупнейшее предприятие российской металлургии ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», стало победителем конкурса «Лучшие российские предприятия» в номинации «За наиболее эффективное использование всех видов производственных ресурсов», а также конкурсной программы Всероссийского форума «Золотой запас Отечества» в номинации «Металлургическая промышленность». В 2001 году ОАО «ММК» демонстрировал устойчивые темпы роста, осуществлял активную инвестиционную политику, направленную на создание на предприятии высокотехнологичного металлургического комплекса, оснащенного современным оборудованием. Только в течение 2001 года за счет развития основного производства магнитогорские металлурги смогли создать дополнительно почти 1 тысячу новых рабочих мест. В 2001 году объемы инвестиционных вложений в производство составили более 200 миллионов долларов.

Необходимо отметить, что руководство ММК инвестировало средства не только на модернизацию производства, но и в развитие социальной сферы. Поддержка, оказываемая им строительству жилья, развитию физической культуры и спорта, заслуживает внимания и распространения этого опыта.

Серьезная работа по модернизации производства в 2001 году велась и на других крупных металлургических предприятиях Челябинской области.

На ОАО «Челябинский электролитный цинковый завод» на протяжении всего года активно шла подготовка к вводу в эксплуатацию нового современного комплекса электролиза цинка.

ОАО «Мечел» приступил к реализации программы капитального строительства на 2001-2012 годы, одним из основных пунктов которой является возведение нового уникального комплекса усреднения и подачи аглошихты. На предприятии велось строительство новых производственных объектов, освоение выпуска новой продукции.

ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» в 2001 году активно развивал производство, осваивал выпуск новой продукции. Так, в 2001 году на предприятии освоено производство платины и палладия, реализован ряд проектов по реконструкции производства. Также заводом направлены значительные средства на реализацию экологических проектов на ЗАО «Карабашмедь», являющегося основным поставщиком сырья для ЗАО «КМЭЗ».

Успешно развивались в 2001 году предприятия машиностроения и металлообработки, демонстрируя самые высокие темпы роста среди всех отраслей промышленности Челябинской области. Во многом этому способствовало выполнение государственного заказа на оборонных предприятиях. Однако и в гражданском машиностроении также отмечался серьезный рост в таких отраслях, как химическое и нефтяное машиностроение (140% к 2000 году), подъемно-транспортное машиностроение (131%). Значительный рост по отрасли был зафиксирован в производстве грузовых автомобилей (118%) за счет повышения на внутреннем рынке спроса на данную продукцию благодаря ее ценовой конкурентоспособности и достаточно высокому качеству. Успешное развитие машиностроения имеет большое значение для области, так как именно в этой отрасли промышленности создается наибольшая добавленная стоимость, производятся современные машины и оборудование.

Вызывает озабоченность тот факт, что по итогам 2001 года соотношение отгруженной продукции к произведенной составило 94,7%. Вследствие неблагоприятной ситуации с реализацией продукции и падения платежеспособного спроса товарные запасы на складах готовой продукции на складах предприятий на 1 января 2013 года составили более 4,4 млрд. рублей. В результате задержки товарной продукции на складах и снижения прибыли предприятий областной бюджет недополучил более 150 млн. рублей.

Среди отраслей промышленности ситуация с реализацией продукции наименее благоприятно складывалась в отраслях химической промышленности (соотношение отгруженной продукции и произведенной — 90%), машиностроении и металлообработке (91,2%), цветной металлургии (94,5%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (94,8%). К сожалению, эта тенденция продолжает развиваться и в этом году.

Состояние промышленного производства в области, укрепление реального курса рубля, а также снижение мировых цен на металлопрокат и некоторые виды цветных металлов привело к незначительному ухудшению структуры внешнеторгового оборота предприятий области. В 2001 году экспорт составил 1740 млн.долл. (94% к 2000 году), импорт — 694 млн.долл. (118%). Сохранилось высокое положительное сальдо торгового баланса — 1 млрд. долл.

Поступление налогов и сборов (без учета ЗАТО) в 2001 году составило: в бюджетную систему всех уровней — 28,5 млрд. руб. или 114% к 2000г.; из них в консолидированный бюджет области — только 14,8 млрд. руб. или 98% к 2000 году, так как за счет перераспределения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в федеральный бюджет было перечислено почти на 4 млрд. руб. больше, чем в 2000 году.

Сокращение налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Челябинской области объясняется в первую очередь изменением структуры налоговых отчислений в пользу федерального бюджета по сравнению с 2000 годом, а также сокращением прибыли предприятий на 30%, что связано, в первую очередь, с ростом тарифов и цен на услуги монополистов.

Основным доходным налоговым источником консолидированного бюджета Челябинской области в 2001 году был налог на доходы физических лиц, на его долю приходилось 33,5% всех налоговых и неналоговых поступлений (для сравнения — доля налога па доходы физических лиц в объеме платежей за 2000 год составила 19,4%).

Поступления по налогу на прибыль составили 3945,6 млн. руб. Снизилась доля налога на прибыль в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет с 30% в 2000 году до 26,6% в 2001 году.

Доходы консолидированного бюджета области по налогу на имущество в 2001 году возросли на 26,3% по сравнению с 2000 годом и составили 1911,5 млн. руб., доля данного налога в объеме поступлений увеличилась на 2,9%.

В 2001 году отмечено сокращение поступлений в консолидированный бюджет области по налогу с продаж на 3%, связанное с приостановление действия Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в первом квартале 2001 года.

В разрезе муниципальных образований Челябинской области по состоянию на 01.01.2013 года ведущую роль в наполнении консолидированного бюджета области играют г. Челябинск — 44% — и г. Магнитогорск — 25%. В 2000 году доля этих городов соответственно составляла 41% и 33%.

Среди основных налогоплательщиков Челябинской области хочу отметить предприятия, у которых зафиксирован рост по налоговым платежам в 2001 году:
  • ОАО «Челябинский механический завод» — 265,9% к уровню 2000 года;
  • ОАО «Магнитогорский завод металлургического машиностроения» — 261,3%;
  • ОАО «Южноуральский завод металлоконструкций» — 185,2%;
  • ОАО «Вишневогорский ГОК» — 161,9%;
  • ОАО «Уральская кузница» — 150%;
  • ОАО «Челябинсксвязьинформ» — 147,9%;
  • ЗАО «Уралцемент» — 141,1%;
  • ОАО «ЧТЗ» — 138,2%;
  • ЗАО «Карабашмедь» — 125,1%;
  • ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С.М. Кирова» — 12,8%;
  • ООО «ЦПИ-Ариант» — 108,5%.

В то же время снижение поступлений по налоговым платежам отмечено на таких предприятиях как:
  • ОАО «Магнитогорский метизно-металлургический комбинат» — 98,5%;
  • ОАО «Челябинский электро-металлургический комбинат» — 83,8%;
  • ОАО «Уфалейникель» — 69%;
  • ОАО «ММК» — 53,7%;
  • ОАО «Челябинский электролитный цинковый завод» — 44,7%.

Комитетом по экономике проведен анализ 146 основных бюджетообразующих предприятий Челябинской области за 2001 год с разбивкой на три группы. К группе А относятся предприятия с величиной балансовой прибыли свыше 50 млн. руб., к группе В — с прибылью до 50 млн. руб., к группе С относятся убыточные предприятия. Необходимо отметить, что:
  • Группу А сформировали 20 наиболее эффективно действующих предприятий области. На их долю приходится 94% прибыли, 63,7% фонда оплаты труда всех выбранных предприятий. На предприятиях данной группы наблюдалось увеличение среднемесячной заработной платы работников и рост объемов производства. Задолженность по заработной плате на предприятиях данной группы отсутствовала, за исключением ОАО «ЧТЗ», ОАО ЭиЭ «Челябэнерго», ОАО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод», где задолженность не превышала половины месяца.
  • Структура группы А в 2001 году претерпела значительные изменения: из группы выбыли такие предприятия, как ОАО «УралАЗ», АОЗТ «Александрийская горно-рудная компания», ОАО «Златоустовский ЗМК», АООТ «Магнитогорский метизно-металлургический комбинат», ОАО «Уфалейникель», ОАО «Челябинский электродный завод», ЗАО «Товары народного потребления»; причем первые четыре предприятия перешли в группу В, а остальные три — в группу С.
  • В 2001 году по итогам аналогичного анализа за 2000 год на ряде градообразующих предприятий был проведен комплекс мероприятий по повышению производственно-экономических показателей хозяйственной деятельности. В результате принятых мер переместились из группы В группу А ОАО «Первый хлебокомбинат» (объем прибыли увеличился в 5,1 раза), ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» (в 2,1 раза), ОАО «Уральская Кузница» (в 1,6 раза), ОАО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» (в 2,1 раза), АОЗТ «Коелга-мрамор» (в 1,1 раза), а из группы убыточных предприятий переместилось ОАО «Станкомаш».

На долю предприятий группы В приходится 19,2% от общего фонда оплаты труда всех выбранных предприятий. Объем производства в расчете на 1 работающего в предприятиях данной группы в 2,6 раза меньше, прибыли — в 6,6 раза меньше, чем на предприятиях группы А. Задолженность по заработной плате от 0,1 до 4,4 месяцев имелась почти у четверти предприятий группы В — 24,7%.

Что касается группы В, то здесь изменился численный состав: количество предприятий группы снизилось с 85 в 2000 году до 81 в 2001 году. В то же время структура внутри группы осталась практически неизмененной, за исключением вышеуказанных предприятий, вошедших в 2001 году в группу А и некоторых, перешедших в группу С, в том числе АООТ «Саткинский металлургический завод», ОАО «Магнитогорский калибровочный завод», ОАО «ЧЭМК», ОАО «ЧЕЛАК», ОАО «Челябинский трикотаж», ФГУП комбинат «Казак Уральский», ЗАО «'Завод дорожных машин им. Колющенко», ГУП «Златоустовский ликероводочный завод».

Суммарные убытки предприятий группы С составили 1,8 млрд. руб. увеличившись по сравнению с 2000 годом в 2,2 раза. Средний объем производства, приходящийся на одного работающего, только в 1,6 раза меньше, чем на предприятиях группы В. На отдельных предприятиях группы С задолженность по заработной плате колеблется от 0,3 месяцев (АООТ «Швейник») до 13 лет (АООТ «Златоустовский завод холодильников «Полюс»).

Количество предприятий в группе С увеличилось за 2001 год по сравнению с 2000 годом на 5 единиц и составило 45 предприятий. Как уже было отмечено, из группы А в эту группу переместились такие крупные предприятия, как ОАО «Уфалейникель», ОАО «Челябинский электродный завод», ЗАО «Товары народного потребления», из группы В — АООТ «Саткинский металлургический завод», ОАО «ЧЭМК». Необходимо отметить, что в группу С перешли предприятия области, для которых характерно наращивание объемов производства и увеличение заработной платы, и, одновременно, снижение финансового результата, в частности это ОАО «ЧЭМК» (темп роста объемов производства составил в 2001 году 120,9%), ОАО «ЧЕЛАК» (114%), ОАО «Магнитогорский калибровочный завод» (121,3%), ОАО «Челябинский электродный завод» (107,4%), ЗАО «Товары народного потребления» (101,5%).

В то же время в группу С входили действительно неплатежеспособные предприятия, часть которых (21 предприятие) была определена постановлением Губернатора Челябинской области от 15.02.2001 г. № 104 «О мерах по обеспечению наполняемоеT консолидированного бюджета в 2001 году» как убыточные предприятия Челябинской области.

Таким образом, переход предприятий в разряд убыточных происходит в силу как объективных причин (падение мировых цен на продукцию предприятий черной и цветной металлургии, рост себестоимости продукции за счет увеличения тарифов предприятиями-монополистами), так и субъективных причин (различные способы минимизации и сокрытия прибыли). Анализу этих субъективных причин и мерам, которые будут приняты в отношении этих предприятий, будет посвящен Совет экономической и общественной безопасности при Губернаторе области, который намечено провести 20 марта текущего года.

Теперь я хотел бы остановиться на том, в каких условиях мы с Вами будем работать в 2013 году. На развитие экономики области в 2013 году повлияют следующие факторы:
  • во-первых, рост издержек предприятий, обусловленный продолжающимся увеличением тарифов и цен на услуги естественных монополий. Я напомню, что решением региональной энергетической комиссии в 2001 году тарифы на электроэнергию трижды пересматривались в сторону увеличения. В целом за год средняя ставка на электроэнергию была повышена на 45%. Это в свою очередь привело к увеличению издержек производства на промышленных предприятиях. Принятое Правительством РФ решение о повышении тарифов на услуги естественных монополий в 2013 году на 20% может серьезно повлиять на себестоимость продукции предприятий области, особенно черной и цветной металлургии. С 1 марта текущего года в области по решению РЭК уже произошло повышение тарифов на электроэнергию на 10%. Это связано с ростом цен на уголь и газ, тарифов на железнодорожные перевозки, увеличением стоимости покупной энергии и абонентной платы ФОРЭМ. Однако это не означает, что мы в этом вопросе занимаем пассивную позицию. Мы ищем альтернативные решения по организации энергоснабжения предприятий, населения и бюджета. И такие наработки у нас есть, а также проводим серьезный анализ издержек и затрат в тарифах «Челябэнерго»;
  • во-вторых, намеченная Правительством России реструктуризация естественных монополий (РАО ЕЭС, МПС) может очень серьезно изменить существующую систему взаимоотношений предприятий и бюджетной сферы с этими монополиями. В отношении реструктуризации «Челябэнерго» Губернатор области Сумин П. И. уже озвучил свою позицию. В отношении реформирования МПС мы придерживаемся позиции, что эта организация должна оставаться государственной, поскольку режим ее работы и величина железнодорожных тарифов оказывают, наверное, самое мощное воздействие на экономику государства;
  • в-третьих, повышение зарплаты работникам бюджетной сферы в 1,89 раза требует усиления совместной работы Правительства области, органов местного самоуправления и руководителей предприятий по наполняемости бюджета, а также серьезной работы с федеральными органами власти;
  • в-четвертых, в результате проводимого Правительством России курса на укрепление рубля, снижающего доходность экспортных операций, экспорт становится менее привлекательным и стимулируется увеличение импорта товаров, конкурирующих с товарами, производимыми нашими предприятиями на внутренний рынок;
  • в-пятых, снижение налоговой нагрузки на предприятия, в частности по снижению налога на прибыль с 35 до 24%. В связи с намечаемым снижением ставки налога на прибыль для избежания бюджетных потерь предусмотрена отмена налоговых льгот, которая устанавливает равные условия для всех предприятий и служит инструментом легализации прибыли. У этого фактора есть плюсы и минусы, и наша задача совместно с налоговыми органами принять согласованные решения с тем, чтобы извлечь максимально возможную пользу в деле формирования областного бюджета, но при этом не ухудшить инвестиционные процессы на промышленных предприятиях области;
  • в-шестых, рост амортизационных отчислений, связанный с изменением с 1 января 2013г. налогового законодательства в части введения нелинейного метода начисления амортизации (»ускоренная амортизация»), что позволит, с одной стороны, расширить возможности для инвестиций, с другой стороны, снизит прибыль и налогооблагаемую базу предприятий;
  • в-седьмых, предполагаемое вступление России во Всемирную торговую организацию наряду с некоторыми преимуществами для экспортно-ориентированных предприятий поставит ряд проблем перед сельским хозяйством и отраслями промышленности, ориентированными на внутренний рынок из-за их низкой конкурентоспособности. Хотя и для экспортно-ориентированных предприятий положительные последствия небесспорны, т.к. можно потерять внутренние рынки.

Принимая во внимание вышеперечисленные условия, в каких будет функционировать экономика в 2013 году, хочу обозначить первоочередные задачи на 2013 год и общие принципы взаимодействия Правительства Челябинской области, промышленных предприятий и банков области и ПромАсс:
  • В области промышленной политики:
    1. Разработать комплекс мер для обеспечения стабильной работы предприятий в условиях реструктуризации естественных монополий:
      • завершить реструктуризацию ОАО «Челябинскуголь» в целях сохранения собственной топливной базы, обеспечения энергобезопасности области, создания рентабельной угольной компании;
      • в условиях реструктуризации ЮУЖД проработать вопрос о создании транспортно-экспедиционной компании Челябинской области;
      • совместно с представителями РАО «ЕЭС России» и ОАО «Челябэнерго» продолжить работу над проектом реструктуризации ОАО «Челябэнерго» с целью обеспечения большей прозрачности деятельности энергосистемы и стабилизации тарифов на электроэнергию для потребителей области. Эскизный проект реструктуризации согласован Правительством области с некоторыми замечаниями;
      • определить альтернативные возможности для обеспечения потребности Челябинской области в электроэнергии. Одним из таких вариантов может быть создание региональной энергосбытовой компании — оператора рынка ФОРЭМ с участием Правительства Челябинской области, которая может обеспечить снижение тарифа на электроэнергию для бюджетной сферы, населения и предприятий области путем заключения прямых договоров поставок с ФОРЭМ. Совместная работа, направленная на нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности предприятий в условиях реструктуризации естественных монополий, является одной из целей Соглашения «О принципах взаимодействия Правительства, «ПромАсс», предприятий и банков Челябинской области».
    2. Руководителям предприятий и Главам муниципальных образований в срочном порядке приступить к разработке и реализации программ энерго- и ресурсосбережения, т.к. там сегодня существуют серьезнейшие резервы повышения эффективности работы предприятий и получения прибыли.
    3. Продолжить работу по интеграции и межрегиональной кооперации с другими субъектами РФ, созданию финансово-промышленных групп и холдингов в важнейших промышленных отраслях области с участием крупных предприятий из других регионов РФ.
    4. Держать под постоянным контролем процессы, связанные с реформированием ОПК России в рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2013-2006 годы». В области реформирования оборонного комплекса области перед нами стоят следующие задачи:
      • отстаивать интересы оборонных предприятий области и Челябинской области в целом в процессе реформирования оборонного комплекса страны;
      • активизировать работу по размещению заказов развивающихся стран на военную технику на предприятиях военно-промышленного комплекса области;
      • совместно с руководством муниципальных образований помочь конверсионным предприятиям наладить выпуск ликвидных видов ТНП и другой востребованной продукции.
    5. Улучшить маркетинговую работу по расширению рынков сбыта традиционных видов выпускаемой продукции, а также освоению новых видов продукции, на которую есть реальный потребительский спрос, особенно в сфере ТНП. К слову, при объеме производства и реализации промышленных предприятий области в 166 млрд. руб. объем доходов населения области составил в 2001 году 110 млрд. руб.
    6. Продолжить развитие межрегиональных и международных связей предприятий области с целью более активного продвижения нашей продукции на другие рынки.
  • В инвестиционной деятельности:
    1. Разработать «Концепцию инвестиционной политики в Челябинской области» с определением стратегических и тактических ее направлений, приемлемую для хозяйствующих субъектов области. Для отбора проектов организовать областной конкурс на лучший инвестиционный проект;
    2. Нацелить наши инвестиционные проекты на организацию более глубокой переработки сырья на предприятиях области, выпуск продукции более высокой степени переработки и ТНП, оптимизацию товарных потоков в область и за пределы области.
  • В финансово-бюджетной сфере:
    1. Нам вместе необходимо определить дополнительные меры по наполнению доходной части консолидированного бюджета области. Распоряжением Губернатора создана рабочая группа по анализу полноты уплаты налогов. Данный вопрос будет регулярно рассматриваться на Совете по экономической и общественной безопасности при Губернаторе области, все крупные налогоплательщики будут взяты под особый контроль. Обеспечение полноты уплаты налогов в бюджеты всех уровней является одной из приоритетных задач соглашения между Правительством области и руководителями предприятий и банков Челябинской области;
    2. Реализовать областную и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, а также разработать комплекс дополнительных мер в сфере поддержки малого бизнеса по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов, сокращению административных барьеров. Используя введение единого налога на вмененный доход, вывести из тени доходы малых предприятий;
    3. Реализация областной Программы развития системы безналичных расчетов в Челябинской области на 2013-2005 годы с применением пластиковых карт для расчетов по заработной плате и внедрением корпоративных карт. В настоящий момент решается вопрос о переводе на оплату труда работников исполнительных и законодательных органов власти области и органов власти муниципальных образований по пластиковым картам.
  • В социальной сфере
    1. Основной задачей Правительства области и руководителей предприятий должно стать повышение уровня жизни населения и работников конкретных предприятий: рост покупательной способности заработной платы населения области в связи с опережением ее роста по сравнению с динамикой потребительских цен, погашение задолженности по заработной плате. И, несомненно, в первую очередь необходимо срочное погашение задолженности предприятий перед своими работниками по заработной плате. Общий объем этой задолженности на 1.01.2013г. составил 1,3 млрд. руб.
    2. Реализация Соглашения между Федерацией профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и банков и Правительством Челябинской области на 2013-2004 годы потребует согласованных усилий всех участников социального партнерства в следующих направлениях:
      • обеспечение занятости трудоспособного населения;
      • установление на 2013 год минимального размера оплаты труда на уровне не ниже 60% величины прожиточного минимума;
      • поэтапное повышение средней заработной платы работников бюджетной сферы до уровня 85% средней заработной платы по области.

Сегодня предполагается задачи и принципы сотрудничества и обязательства сторон закрепить в Соглашении «О принципах взаимодействия Правительства, «ПромАсс», предприятий и банков Челябинской области».

В Соглашении между Правительством, «ПромАсс», предприятиями и банками Челябинской области определены основные принципы сотрудничества сторон:
  • об открытость и согласованность действий при реализации достигнутых договоренностей;
  • о своевременность и достаточность информации при выработке решений;
  • о не конфликтности решений, возникающих споров без приостановки реализации совместных проектов;
  • о финансовой, материальной и кадровой обеспеченности совместных проектов.

    Выполнение данных задач и принципов позволит обеспечить устойчивый темп роста объемов промышленного производства, стабильное финансовое положение организаций области, приоритетное использование продукции региональных производителей, максимальную переработку сырья и увеличение выпуска продукции с конечными потребительскими свойствами на территории области, снизить возможные негативные последствия реформирования естественных монополий и предполагаемого вступления России в ВТО, а также увеличить наполняемость областного бюджета и повысить уровень жизни населения области.

    Для разработки путей решения этих проблем Губернатором области принято решение провести 10 апреля текущего года в рамках Уральской промышленно-экономической недели III Экономический форум. Взаимодействие и координация деятельности Правительства области, предпринимательских и банковских структур должно быть нацелено на разработку модели устойчивого экономического развития области, продвижение передовых современных технологий, оборудования и новых видов продукции на российский рынок, обеспечение экономического роста.

    Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на негативные макроэкономические условия, накопленный потенциал позитивных тенденций, внутренняя социально-экономическая стабильность и реализация мер Правительством области позволили в целом сохранить положительную динамику важнейших показателей социально-экономического развития на протяжении 2001 года. Наша задача на 2013 год: несмотря на все негативные факторы и ограничения, о которых я говорил, закрепить достигнутые результаты и создать условия для дальнейшего развития экономики и роста благосостояния жителей Челябинской области.

    Спасибо за внимание.